Наставничество в спорте

Бокс - особый вид спорта, требующий максимальной отдачи, воспитывающий силу воли, лидерские качества, терпение, умение контролировать себя, что особенно актуально для ребят с неустойчивым эмоциональным фоном в подростковый период. Занятия боксом позволяют направить энергию в положительное русло и задействовать ребят из разных категорий семей, в том числе и неблагополучных, что является одной из задач воспитания, поставленной государством. Совместная деятельность образовательных организаций и социальных партнеров, особенно спортивных учреждений, в области воспитания подрастающего поколения дает высокие результаты и подготавливает достойное поколение нашего общества.
Анализ работы спортивных секций показывает, что в возрастной период 15-17 лет многие спортсмены, занимающиеся боксом в течение нескольких лет уходят из спорта. Уход из спорта часто обусловлен
-выбором в пользу иной деятельности (например, учебы, так как профессиональная деятельность в сфере спорта выбирается нечасто из-за стереотипа низкой и непостоянной доходности в будущем),
- влиянием семьи,
- возможными травмами,
- неудачами в соревновательной деятельности, в том числе из-за нечастой соревновательной практики ввиду ограничения финансирования спортшкол,
- отсутствия психологической поддержки (нет штатной должности спортивного психолога в спортшколе).
В то же время младшие спортсмены ориентируются именно на успехи юниоров, которые являются примерами для подражания.
Особенности тренировочного процесса в боксе позволяют при должной организации и контроле тренеров, педагогов и психологов обеспечить систему непрерывности спортивного воспитания и образования (спортшкола - училище - спортивный вуз) путем создания связок "наставник- воспитанники", где роль наставников будут играть юноши и юниоры 15-17 лет, проходящие обучение по специальности "Физическая культура". Воспитанниками будут младшие спортсмены, в том числе с привлечением ребят из неблагополучных семей и стоящих на учёте.
Организация подобного взаимодействия будет способствовать профилактике правонарушений среди подростков, так как ребятам чуть старше иногда проще взаимодействовать с младшими, показывая собственный пример, отсутствует барьер общения со взрослыми (который может возникнуть в работе с тренерами и педагогами). Система "Дети учат детей" доказала свою эффективность во многих сферах. Старшие ребята - наставники - приобретают опыт педагогической деятельности, учатся взаимодействию с различными категориями воспитанников под контролем тренеров и педагогов, решают вопрос о дальнейших продолжении обучения в высших учебных заведениях по специальности.
Цель проекта - организация системы наставничества среди ребят занимающихся боксом для профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и профессионального выгорания молодых спортсменов.
Целевая группа:
младшие спортсмены: 50 человек, в том числе 15-20 состоящие на учёте или из неблагополучных семей.
наставники - студенты специальности "Физическая культура" (СПО) - 14 человек.
Задачи:
1.вовлечь в занятия боксом подростков от 10 лет, в том числе стоящих на учёте в КДН,
2.оказать помощь спортивным школам и училищам, внешкольным и дошкольным учреждениям образования в развитии способностей детей и подростков,
3.провести пропаганду и поддержку здорового образа жизни, правильного питания и сбережения здоровья среди детей и молодежи,
4.организовать работу по профилактике профессионального выгорания молодых спортсменов путем Наставничества;
5.организовать работу по профилактике правонарушений среди подростков из неблагополучных семей путем приобщения в волонтерскую и наставническую деятельность в спорте,
6. сформировать систему социальной адаптации и профориентации спортсменов на дальнейшую карьерную траекторию в сфере физической культуры и спорта.
Мероприятия на 2022 год:
1. Семинары по направлениям:
- антидопинг - 3 семинара
- истории успеха спортсменов и мотивация - 3 семинара,
- профилактика алкоголизма и наркотической зависимости - 3 семинара,
- профессиональная ориентация "Мир спортивных профессий" - 3 семинара и Дни открытых дверей в учебных заведениях спортивной направленности.
2. Увеличение соревновательной практики (соревнования сверх годового плана спортшколы из-за лимита школьного финансирования)
3. Тренировочные мероприятия (тренировочный лагерь) - август.
4. Работа со спортивным психологом на постоянной основе - ежемесячные групповые занятия и индивидуальные консультации.
5. Работа с родителями - индивидуальные консультации.
6. Работа наставников - юниоров с воспитанниками в качестве помощника тренера в том числе разработка самостоятельной тренировки под руководством тренера и педагога.